
год: 2007
страна: США
слоган: «Из воды сухим не выйти»
режиссер: Этан Коэн, Джоэль Коэн
сценарий: Джоэль Коэн, Этан Коэн, Кормак МакКарти
продюсер: Этан Коэн, Джоэль Коэн, Дэвид Дилиберто, ...
оператор: Роджер Дикинс
композитор: Картер Бервэлл
жанр: триллер, драма, криминал
бюджет: $25 000 000
сборы в России: $1 100 644
сборы в США: $72 745 000
сборы в мире: $60 557 551
премьера (мир): 19 мая 2007
премьера (РФ): 31 января 2008, «UPI»
рейтинг MPAA: R
время: 122 мин [/align]В главных ролях: Томми Ли Джонс, Хавьер Бардем, Джош Бролин, Вуди Харрельсон, Келли МакДональд, Гаррет Диллахант, Тесс Харпер, Бэрри Корбин, Стивен Рут, Роджер Бойс.
Что-то вроде моей собственной рецензии на фильм "Старикам тут не место".
Рассказывая о таком фильме, весьма трудно определиться с чего же нужно начинать. В таких случаях нужно начинать сначала. Идея написать то, что я пишу, пришла ко мне после второго просмотра данной картины. Первый раз я посмотрел её на следующий день после церемонии вручения премии "Оскар", которую мне по счастливому случаю довелось наблюдать в прямом эфире. Второй раз получился случайно: некоторая компания человек (среди которых был и мой знакомый) на выходных устроила поход в местный кинотеатр, билеты были куплены заранее, но вдруг по таинственным причинам один из них прийти не смог и "знакомый" предложил сходить мне вместо того. Обнаружив, что дел у меня никаких нет и не решаясь отказать "знакомому" я согласился, даже не узнав название фильма. Я и представить себе не мог, что "знакомый" сходит на оскароносный фильм братьев Коэнов, ведь он вовсе не признавал эту премию и обходил фильмы, получившие таковую, стороной. Выйдя из кинотеатра пришло в голову написать то, что вы сейчас читаете.
Просматривая этот фильм нельзя остаться к нему равнодушным, он оставляет в душе осадок, причём у каждого свой. По началу просмотра ты словно читаешь книгу (кстати фильм основан на некоторой книге, но не запомнил я автора, да и не читал никогда ), даже не замечаешь никаких режиссерских приёмов, каких либо эффектов, чему кстати способствует полное отсутствие саундтрека. Перед тобой история и возникает ощущение, что братья Коэны здесь вовсе не при чём. Но позже ты всё-таки понимаешь, что это не так, ощущение развеивается и становится ясным уникальное влияние братьев-режиссёров. Именно они делают историю такой, какая она есть, у них есть собственный уникальный стиль, который можно выделить из толпы других, более "стандартных" режиссёров.
В этом творении нет положительных персонажей, зато есть отрицательные. И на какой-то миг наёмный убийца становится даже приятнее полицейского в лице Томми Ли Джонса, но это конечно же не так. Пускай у него есть свои принципы, но они чрезвычайно жестоки и это нельзя оправдать ничем. Собственно о том и фильм - он ставит укор таким, жестоким, людям, но об этом позже. Главный герой - обычный семьянин, но он меняется на глазах, когда в его руки попадает крупная сумма денег - ради них он готов буквально на всё. И несмотря на большое количество уделённого ему экранного времени, всё же ошибочно было назвать его главным. С одной стороны мир жестокой преступности, с другой бездействующий полицейский. Впрочем, потом задумываешься - а такой ли бездействующий? Именно посредством этого полицейского в самом начале фильма, в его первой фразе раскрывается вся суть фильма. А тот, кого я назвал главным героем стоит где-то на серединке и даже не прибегает ни к чьей помощи, он слишком самоуверен для этого.
О чём фильм? О современной жестокости. Пускай действие фильма происходит в конце восьмидесятых, на что ясно намекает окружение, а также надпись надпись на надгробной плите одного из недавно похороненных персонажей и фраза одного из персонажей: "Это случилось 22 года назад, в 1956 году"(простите посмотревшие, если я ошибся на один-два года, но фильма под рукой нет, чтобы уточнить) разве сейчас ситуация лучше? Не верите мне, посмотрите новости - то где-то война, то кого-то убьют... И весь этот кошмар со временем лишь возрастает и ничего с ним не сделаешь. Братья Коэны сняли правдивый фильм - правдивый от первого кадра и до финальных титров. Пускай он жесток, но эта не та жестокость, что мы видели в таких фильмах, как "пила", "Сайлент Хилл" (не поймите превратно, это не в укор СХ, просто темы то разные), не та, что наблюдалась в "Хостелах". Этот фильм нельзя назвать фильмом с элементами жестокости, этот фильм про жестокость, где эта самая жестокость и есть главный персонаж. Не раскрывая концовки, скажу - не ждите хэппи-энда в привычном его понимании. Отвлекаясь от темы, должен сказать, что Голливуд в последнее время предпочитает плохие концовки, наверное, пытаясь снять с себя всемирно-известное клеймо, но далеко не всегда это хорошо, ведь многие фильмы создаются для развлечения. В "Старикам ..." другая ситуация - это фильм не для развлечения, если поменять в нём концовку потеряется весь смысл творения. По-другому и быть не могло.
Заканчивая мысль, должен сказать, что этот фильм далеко не для всех. Сам я любитель сюрреализма, психологической тематики, в этом же фильме ничего подобного нет. Да и вряд ли он когда-нибудь встанет в первые места моего личного киночарта, но я уже не забуду этот фильм и точно никогда не назову его плохим. Не советую я смотреть его людям, которые устали от преступности в жизни, не советую любителем кровавых разборок (кровь то в фильме есть, но в отличие от многих мочиловок-рубиловок здесь она ОСМЫСЛЕНА). Кому же я его советую? Во-первых фильм стоит посмотреть людям, которые сами живут за счёт чужих жизней (в прямом смысле слова "жизней"), различным преступникам; но в этом есть некий парадокс, ведь эти люди ни за что не поймут основную идею, а вернее поймут, но не обратят внимания и вскоре забудут - у таких людей нет совести, как уже было сказано мною выше: "весь этот кошмар со временем лишь возрастает и ничего с ним не сделаешь". Так что и таким нет смысла смотреть. Но если заинтересуетесь таким явлением, как преступность в "научном" плане (не смейтесь, есть, например, такая вещь, как изучение психологии преступника и т. п.) вы должны обязательно посмотреть этот фильм, он может стать хорошим "пособием".
В любом случае я бы поставил этому фильму твёрдую пятёрочку по пятибалльной шкале.