Разнос от W
So... We are back to Silent Hill.
Уже долгое время мы не посещали наш любимый туманный городок, отплевываясь от красивой ереси из SHM и лелея надежды о той самой истинной 5й части, которой нас непременно одарит Тихая Команда. И вот, спустя 3 года после выхода противоречивого Silent Hill 4: The Room, на наши головы сваливается Silent Hill: 0rigins (в Японии известен как Silent Hill: Zero), приквел к великой хоррор-адвенча серии. У 0rigins нелегкая судьба: во первых, это первая игра из основной линейки (не спин-офф), сделанная не создателями оригинальной квадралогии, специальным подразделением Konami по Тихохолмску, известными как Team Silent, а сторонними разработчиками из американо-английской конторы Climax. Эти игроделы известны своей псевдо-JRPG Sudeki, а теперь вот переквалифицировались в творцов игр для портативной консоли PSP. Сначала разработка лежала на американской части компании, которая удивительным образом смогла протянуть время до сдачи игры, толком не доделав ее, к тому же введя ряд бредовых нововведений вроде лазерного прицела и резидентоподобных монстров. Конами, увидев это ужаснулись, и передали разработку английскому подразделению Climax, чтобы те "проверили продукт на наличие Silent Hill experience". И вот уже и скриншоты стали краше и атмосфера в роликах на на месте. В общем, бегите за PSP, дорогие фанаты серии, ведь нулевой Silent Hill эксклюзивен для портативной Соньки.
На деле все происходило, вероятно, так: Конами и Сони захотели Сайлент Хилл для PSP (надо же поднимать продажи платформы). Они вручили Климаксам в руки право на название Silent Hill, свободу действий в рамках дозволенного, ряд пожеланий и конечно же кураторство хитрого лиса Акиры Ямаоки (талантливейшего композитора, со/продюсера и, с некоторых пор, лица серии), который пренепременно напишет саундтрек и вообще "нас (поклонников) не бросит" (читать "несколько раз навестит разрабов").
В списке пожеланий/требований - эстетика СХ1 (ибо игра-то про непосредственное начало истории Алессы) + "возвращение к психологическим истокам Silent Hill 2"(тм), поэтому главгерой - дальнобойщик Трэвис с темным прошлым и странными видениями (буууууууу!).
После того как 0 вышел на PSP, Конами великодушно портировали игру на PS2 (именно на основе этой версии и составлены данные впечетления). В порте минимум изменений - только модельки персонажей, поэтому графически игра стоит очень далеко от SH1, несколько не дотягивая до SH2.
Вот значит так все и было: едет себе на фуре простой американский дальнобой Трэвис О'Грэйди, везет груз мимо родного городка Silent Hill, болтает с коллегой по рации и ловит флешбеки из травмы детства. ВНЕЗАПНО! На дорогу выскакивает чья-то фигура, он что есть силы тормозит и выходит из машины. Далее видит маленькую девочку, которая в лучших традициях убегает, и он следует за ней. Управление переходит нам в руки, бежим до дороге, слушая очередную ангельскую песню в исполнении Мэри Элизабет МакГлинн, наблюдаем титры, богомерзкую табличку "Welcome to Silent Hill". Далее на окраине города видим тот самый горящий дом, забегаем, выносим Алессу, слышим сирену и теряем сознание, возвращается в себя на скамейке, теперь нам предстоит узнать, спаслась ли обгоревшая девочка и что же за скелеты в шкафу у мистера Грейди.
Фанаты истекают слюнями по сплошным цитатам из первоисточника, начало в общем выглядит весьма многообещающе. Что будет далее? А далее будет всего 5 (или даже 4 крупных локации): госпиталь Алкемилла, психиатрическая больница (не многовато ли больниц для начала игры?), театр, мотель, нигде + переодические прогулки по городу (через здания, заботливо отмеченные розовым на карте). История подаваемая по чайной ложке в виде слабоватых роликов: флешбеки (обычно, в начале, середине и конце уровня) и встречи с Алессой в стиле "*Убил босса* А? Это ты? Что ты тут тут делаешь? Что тебе надо от меня? *Алесса смотрит недобрым взглядом* *Звучит сирена* *Трэвис отрубился*."
Геймлей, по сути, классический: обежать все двери, большинство из которых закрыты, поубивать монстров, найти нужные ключи, решить загадки, убить бссов, посмотреть ролики, пройти дальше. Но, не без изменений.
Обежать все двери: дело в том, что у нас теперь двойная свобода действий.
Альтернативизация, которая раньше происходила в самый неожиданный момент, теперь целиком отдана в наши руки. На уровнях расставлены зеркала, через которые мы бесприпятственно шагаем из одного мира в другой. Игра беспомощно пытается оправдывать такие ходы через записки о том, что мать Трэвиса видела иной мир в зеркалах, но мы то знаем, что таким образом нам просто растягивают геймплей, ведь зачастую дверь находится на краю одного мира, а ключ от нее в конце другого. Еще о побегать: со здоровьем у нашего дальнобоя не все хорошо, поэтому бегает он мало и сильно устает, что по идее должно компенсироваться энергетическими напитками, но зачем такие заморочки? Особенно учитывая количество монстров: дьявольские твари ждут и нороаят напрыгнуть на вас почти за каждой дверью.
Поубивать монстров: инвентарь стал неуемен. Так как оружие получило свойство ломаться, причем за небольшое количество ударов, можно таскать с собой уйму барахла - стойки для капельниц, дубинки, кии, трубы, катаны и прочие. Так же появились кидательные предметы, котороми можно метко запустить в монстра, хорошо оглушив его - телевизоры, печатные машинки, канистры и прочее. Нет, все конечо помнят Silent Hill 2, где Джеймс таскал с собой тесак, бензопилу и палку, но 0rigins переходит все границы абсурда (3 телевизора, печатная машинка, строительный ящик, тумбочка, 2 подставки для капельниц здесь - обыденное дело, Трэвис все распихал по карманам). При желании можно драться и кулаками (герой, голыми ручищами бьющий морду медсестре или стрейтджекету - незабываемое зрелище). Так же появились экшен вставки: чтобы скинуть/откинуть очередного гада, нужно успеть нажать на указанную кнопочку.
Далее большой список минусов (вспомнить всё) и несколько плюсов:
Минусы:
- Нет выбора сложности. Про загадки я промолчу, но почему нельзя было сделать простое ограничение на количество тварей?
- Количество локаций. Вместо того, чтобы показывать какие-то новые места, нас заставляют многократно метаться между мирами. Особенно это удручает в Санитариуме, который сам по себе весьма уныл, а еще и является самой длинной локацией во всей игре.
- Возможность носить количество предметов, которыми можно набить целую фуру. Это так глупо.
- Ломающееся оружие.
- Дохлый бегун Трэвис.
- Возможность свободного перемещения между мирами.
- Нераскрытый сторилайн Трэвиса. Недосказанность и отсутствие - разные понятия.
- Бучер - жалок и вторичен, он не вызывает ничего кроме глупой ухмылки или глубокой печали. Мало появляется (всего 3 раза, причем 3й - это уже битва с ним) чтобы стать грозой наших кошмаров. Уныла и финальная догонялка вокруг стола.
- Нераскрытый сторилайн Алессы. Необоснован принцип действия Флауроса.
- Невозможность получения плохой концовки при 1м прохождении.
- Ямаокинская музыка хоть и тянет на уд.-хор, распихана весьма бесталанно. ОСТ сливает, если бы не песни и пара треков, можно смело было бы прорисовывать тройку.
- Непонятная система добивания - добить надо, но Трэвис очень привередлив и не cделает финальный удар, если не повернуться к тварюге под особым образом. А пока игрок ищет эту самое добивательное положение, зверюга восстает, причем не раз. Спасибо, что хоть третий раз смертелен и добивания уже не требует.
- Рукопашный бой. С 2мя ударами.
- Скучные, короткие и несодержательные скриптовые ролики.
- И их малое количество.
- Неуместная озвучка (круче всех - мамаша Грэйди, будто сбежавшая из трешевых хорроров).
- Финальный бой. Монстр неуместен, как будто портировался прямиком из Дума.
- Из зала кричат, что сторилайн несколько противоречит 1й части.
Нельзя не отметить и положительные стороны:
+ Cеттинг. Да, атмосфера городка на месте.
+ Алкемилла. Выполнена приятно.
+ Театр. Сама локация и финальная фишка с декорациями хороши и находчивы.
+ Загадки есть (хоть и не много), но они интересны и логичны. Не слишком сложны, но и не слишком просты.
+ CGI ролики. Красивые, но мало.
+ Нигде. Вот, где показывается нераскрытый потенциал игры.
Такой вот Ноль. На самом деле, это обычная практика, передавать Оригинсы/Нули сторонним разработчикам, но, это же такая тонкая материя как Silent Hill, ее нельзя делать спустя рукава. 0rigins не стоило бы появляться на свет как официальной нумерной части. Если каждая из частей подобна полной единице, то Зиро - это 0.5. Коммерческая поделка по мотивам, которая несмотря на претенциозное название ничего не раскрывает, как со стороны Алессы, так и с Трэвиса. Да и вообще, 0rigins не несет пользы для серии. В нем нет души, нет заботы о мелочах, присущей Team Silent. Только штампы, цитирования, бредовые нововведения. И несколько хороших находок. Оригинс подобен бургеру: если есть желание побегать по Сайлент Хиллу, порубать монстров, посмотреть на старых знакомых, можно сказать "поесть" Silent Hill - фастфуд к вашим услугам. Но для души там ничего нет, сложно представить себе человека, которого всерьез зацепит надуманная картонная история Трэвиса. Взор видит надпись Silent Hill, но разум не хочет укладывать такой Сайлент Хилл в ряд с оригинальной квадралогией. Если и Хомкаминг будет таков, то лучше дать серии тихо и достойно умереть.