Георгий Старков » 16 янв 2007, 20:33 |
Полтора где-то месяца назад написал обширную субъективную рецензию на СХ3 ОСТ на одном сайте... Может, кому интересно.
Silent Hill 3 Original Soundtrack: Музыка ночи
Стоит отметить сразу – рецензия ни в коем разе не претендует на какую бы то ни было профессиональность, объективность или завершённость. Автор не считает себя ни хорошим музыкантом, ни даже заядлым ценителем музыки. Можете считать эту рецензию просто данью уважения человека вещи, которая в какой-то мере изменила его жизнь. А вот в том, что это так, автор не сомневается ни на секунду.
Я вовсе не собираюсь убеждать, что каждый из вас должен скачать и непременно восхитится альбомом Silent Hill 3 Original Soundtrack. Наоборот – не удивлюсь, если подавляющее большинство слушателей не воспримет эту музыку и просто-напросто остановит треки на середине, мотивировав тем, что музыка ему не нравится и ему скучно. И я в этом их не виню. Существует творчество не для всех, в своих рамках могущее достичь невообразимых высот – именно это мне доказал SH3 OST. Сие не означает, что люди, которым не понравился альбом, чем-то глупее или хуже. Просто... мы разные. И вкусы наши тоже.
Скажу даже больше – я тоже полюбил SH3 OST далеко не сразу. Случилось это после того, как я прошёл игру Silent Hill 3 (которая тоже основательно потрясла меня, но это совсем другой разговор). К сожалению, версия игры у меня была пиратская, и, как водится, почти вся музыка и фоновые звуки были из неё вырезаны. Какой удар. Естественно, я не мог оставить это просто так, и начал качать из Сети альбом трек за треком, по одному-два в день (у меня модемное подключение). Я говорю это, чтобы отсечь возможные возражения, что, мол, я заранее слушал музыку в контексте игры и не могу судить о ней объективно. Напротив – саундтрек я впервые услышал обособленно от игры. И вот что из этого вышло.
Послушайте практически любой из амбиентных треков, включённых в альбом. Что мы слышим – довольно стандартный амбиентный фон («бу-у-у»), неплохой ритм ударных и достаточно примитивные инструментальные мотивы. Ничего такого, что могло бы зацепить за сердце человека, неискушённого в этом жанре (а в то время я был даже не равнодушным к амбиенту, а заслуженным его нелюбителем). Собственно, такова была моя первая реакция – я не дослушивал многие треки и продолжал качать саундтрек чисто по инерции. Параллельно с SH3 OST у меня скачивалось много другой музыки, представляющей для меня гораздо больший интерес. Таким образом, к тому моменту, когда коллекция треков у меня стала полной, я считал альбом абсолютно неудавшимся, особенно после гораздо более запоминающейся музыки из Silent Hill 2. Редким исключением были мелодичные композиции вроде Please Love Me... Once More и песни, например Letter from the Lost Days. Так продолжалось некоторое время.
Когда всё это началось? Когда музыка, которую я включал очень редко, начала брать меня в свой плен?.. Точно сказать невозможно, этот процесс шёл весьма постепенно (как я потом узнал, как и у многих других). Но в какой-то момент я вдруг осознал, что треки, которых я считал размазанными и невыразительными, очень точно передают определённые мои ощущения и мысли. И ещё, самое главное: музыка делала образы. Каждый раз – разные, но непременно яркие. Такого раньше не было ни с какой другой музыкой, даже с самой любимой. Я чувствую, что этот момент стоит проиллюстрировать примерами. Что ж, так и сделаем.
Если у вас есть при себе саундтрек, о котором идёт речь, включите композицию Clockwork Little Happiness, одну из моих любимейших. Если трека нет, то просто представьте ритм, стилизованный под размеренный бой часов, тонущий в холодных заунывных звуках. Какой образ, какие чувства может вызвать незамысловатая музыка? У меня лично это пустой город без единой искорки света, башня ратуши, скрывающаяся во мраке, и девушка, которая стоит у входа в ратушу, глядя наверх. Почему-то мне кажется, что она смотрит с отчаянной надеждой. С надеждой, что там, наверху, кто-то есть. Может быть, она ищет людей уже давно, уже неделями, однажды утром проснувшись в мире вечной ночи, где нет её отца и нет матери. Заунывные стринги – ощущение наполняющего сердца холода, свиста ветра, который разносится по тёмным крышам домов. Каждый раз образ меняется... но эта сердцевина, отчаянная надежда против всепоглощающей власти тьмы, остаётся неизменной. Словно, когда слушаю трек, я читаю новый рассказ или смотрю фильм. Это завершённое произведение; оно вызывает в груди не только тоску и мороз, но и творческое рвение. Желание создать что-то своё. И я знаю, что рано или поздно я это создам...
Другой пример, несколько иная грань восприятия заложена в композиции Uneternal Sleep. Волнообразные звуки и трубный глас сирен, витающий в пространстве. На этот раз чёткого образа нет... зато есть размышления. Именно под эту композицию я понял девять месяцев назад, что у меня изменилось мировоззрение. Как изменилось и в какую сторону, пусть останется моей маленькой тайной, но факт есть факт. Вслушайтесь в звуки, несущиеся с динамиков. Разве не доносят ли они до нас каким-то непостижимым образом, что есть в мире вещи, которых нам не понять, вещи, способные расшатывать основы мироздания, взрывать планеты, гасить звёзды? А при чём тут «невечный сон»?.. Ну не знаю – может, тот, кто пробуждается от сна, не кто иной, как сам Бог? А как вам кажется? Много дум на волне короткой композиции. Для одной минуты музыки это неплохо.
Однако не будем зацикливаться на примерах образов, пойдём дальше. Я сказал, что амбиентно-индастриальная составляющая альбома обладает непостижимой силой проникать слушателю в подсознание и что-то там менять. Чтобы осознать это, потребуется время. Возможно, довольно длительное. Но я убеждён, что большинство из вас, если только вы не законченный противник жанра, со временем самостоятельно придёт к такому выводу. А вот неискушённых слушателей саундтрек способен сразу поразить другой стороной... великолепными песнями, буквально взрывающимися зарядом чувств. Мало кто способен остаться равнодушным после прослушивания яркой рок-композиции I Want Love (Studio Mix), вызывающего смятение, выплескивающего на нас настоящий душевный жар. Или возьмём странную, но завораживающую песню Hometown – вокальный ремикс музыки из вводного ролика первой Silent Hill, выпущенной в далёком уже 1999 году. Но песня на то и песня, чтобы разбавить единоличное доминирование музыки текстом и голосом. Голос Джо Ромерсы – басистый, хорошо поставленный и вместе с тем зловещий – отлично подходит для этой маленькой страшной сказки. А текст – о да, это один из моих любимых текстов для песен вообще. Пусть многие считают его непонятным и скомканным – для меня это мрачная сага без счастливого конца, заключённая в длительность пяти минут. «Туманной ночью, при мрачной луне мертвецы к своим семьям идут, пока ангелы поют в кромешной мгле, они всех нас, грешных, найдут»...
Отдельное слово можно посвятить цельности альбома. Акира Ямаока, его создатель, поставил перед собой цель – сделать саундтрек не просто собранием музыки из игры, выстроенным «в хронологическом порядке», а поведать в альбоме историю – быть может, не совсем ту, которую вы увидите в игре, но что-то очень близкое, передающее нам атмосферу тревоги, печали, давящего мрака и неизвестности. Если исключить пару начальных и завершающих треков, которые являются просто необходимыми структурными элементами, и рассматривать треки с третьего номера по двадцать четвёртый – то да, мы видим одно целое. Инструментальные прологи и эпилоги к большинству треков, дополненные тихим женским голосом – не часть музыкального составляющего альбома, но часть единой истории. Поэтому их нельзя игнорировать просто так. Что даёт нам третий трек, Float Up from Dream? Именно то, о чём говорит его заголовок – ощущение внезапного пробуждения в незнакомом (и наверняка тёмном и холодном) месте, недоумения и ужаса. Так начинается путь лирического героя альбома, и эта дорога будет тяжёлой, полной лишений и страхов этой неверной ночи. Следующий трек, End of Small Sanctuary, как мне видится, возвращает героя чуть назад, в его воспоминания о светлых днях, что были раньше, до этого жуткого пробуждения – ведь недаром же он называется именно «Конец маленького святилища». Нам предстоит в своих блужданиях испытать на щеке поглаживания ночного бриза (Breeze – In Monochrome Night), смотреть на жёлтую луну сквозь непрекращающиеся завывания ветра (Innocent Moon), и лишь время от времени нам даруется шанс уйти в себя, уединиться со своим горем и не обращать внимания на окружающую темноту (Please Love Me... Once More, Letter – from the Lost Days). Что ждёт героя в конце дороги? Увы, там уже упоминавшаяся мною песня Hometown, не дающая нам надежды на счастливый исход. Но ведь мы знали с самого начала, что эта ночь никогда не кончится, разве не так?..
Ну что же, рецензия (а рецензия ли вообще?) близится к концу, и я всё-таки хочу немного абстрагироваться от своих личных переживаний и попытаться рассмотреть сильные и слабые стороны саундтрека, хоть это и будет нелегко. Главный плюс, на мой взгляд, состоит в том, что Ямаоке удалось найти удачное сочетание классических dark ambient’ных ритмов и звуков с мелодичными инструментальными партиями. Обычно на этом поле равновесие сохранять не удаётся, и музыка кренится либо в сторону индастриального минимализма, делаясь предметом обсуждения лишь узкого круга любителей этого направления, либо, наоборот, теряет «тёмную» атмосферу, выходя на уровень типично инструментальной музыки. В этом саундтреке же мы видим некий вид обволакивающей «готической» трип-хоп музыки, которую смогут оценить даже слушатели, неопытные в условностях и обычаях dark ambient’а. Возможно, одним из примеров являюсь я сам, не сильно жалующий чистый индастриал и в то же время никогда не фанатевший от «инструменталки». Так что комбинация получается действительно сильной. Объединение треков в единое целое и грамотное чередование только усиливает эффект.
А если говорить о минусах – конечно же, они есть, но меркнут по сравнении с достоинствами. Например, структурная схожесть некоторых треков, Ямаока вообще склонен к этому пороку. Есть излишне затянутые композиции, которых не помешало бы немного сократить без ущерба качеству, и один-два трека, вместо которых лучше (на моё несовершенное мнение) было бы взять другую музыку из Silent Hill 3, куда как сильную. Например, музыку, которая звучала в экране результатов, которая создаёт ни с чем не сравнимое ощущение настоящего счастья, полёта за небесами. Однако, как я уже говорил, альбом – история, а история диктует свои законы...
Что я могу сказать в заключение? Только то, что чувствую: Silent Hill 3 Original Soundtrack – это музыка ночи, приглашающая нас в путешествие. Музыка не для всех. Музыка, которую нужно слушать ночью в одиночестве, полностью погрузившись в неуютную, но такую манящую атмосферу холодного и ветреного мрака. Музыка, которую не стоит слушать помногу, «зациклив» трек в плеере. Музыка, которую вы можете не любить... но раз полюбив, вы уже скорее всего никогда не выйдете из её чарующего влияния.