Какие у вас возникают ассоциации с именем Сэма Рэйми? Уверен, что если условно разделить все ответы на группы, то таковых получится три, две из которых будут достаточно большие и одна чуть поменьше. Первая группа – это, естественно, те, у кого ассоциаций совсем не возникает. Таких много. Вторая скажет, что это создатель кинотрилогии «Человек-паук», таких меньше, но всё равно много. Ещё меньше скажет, что это - замечательный автор классических ужастиков. Правы все. Да, это не тот человек, чьё имя обязан знать каждый, даже если речь идёт исключительно о кинематографической среде. Да, начинал он свою карьеру с ужастиков, сегодня уже ставших классикой. Вот, например, «зловещие мертвецы». Видели не все, но очень многие хотя бы раз это название слышали. Вот эти мертвецы были созданы Сэмом Рэйми. Ну и, наконец, да, в один не совсем прекрасный день он сбился с пути и потом сотворил три комикс-муви подряд.
Прошло семнадцать лет. Недавно посмотрел…
«Затащи меня в ад».О да, семнадцать долгих лет этого ждали. И все промахи забылись сразу. Потому что такое шикарное возвращение удаётся далеко не всем. А великому мастеру стёб-хорроров Сэму Рэйми удалось, да ещё как удалось! Ради этого стоило ждать!
Да, это не «зловещие мертвецы». Но только потому, что это - «затащи меня в ад». Если не лучше, то, как минимум, не хуже. Рэйми снова сработал на своём поле, где ему нет равных и снова показал всем высший класс. Атмосфера старых ужастиков 80-х годов прошлого века отлично сошлась с современными спецэффектами, и это породило на свет если не лучший, то, как минимум, один из лучших стёб-хорроров века нашего.
И пусть рейтинг PG-13 никого не смущает. Даже наоборот, жестокость, которая здесь остаётся за кадром, смотрится намного интереснее и придаёт особую атмосферу. Местами в фильме присутствует кровь. Да, её мало, да и при таком рейтинге её и не может быть много. Зато тут много зелёной бальзамирующей жидкости вместо неё. И смотрится, пожалуй, значительно эффектнее. Да, он не страшный. Но это же стёб-хоррор, он и не призван пугать. Да и «зловещие мертвецы» стали классикой не потому, что пугали. Хотя, в то время, несомненно, пугали многих, но классикой стали не поэтому.
Все элементы жанра в наличии. Элемент неожиданности, музыка, постепенно увеличивающая темп, отвратительные моменты и т.д. Всё есть. Очень хорошо использована тема запихивания в рот чего попало. Мухи, залезающие в нос и в рот, закрывающиеся перед самым носом двери, зло за спиной… Всё то, что раньше использовалось для того, чтобы напугать зрителя, теперь стало отличным инструментом дикого стёба в этом фильме. Сопутствующие проклятию спиритические сеансы, предсказания судьбы, жертвоприношения и ритуалы также в наличии и создают непередаваемую атмосферу.
Фильм очень стёбный. Местами отвратительный (насекомые, брызги крови из носа, неприятные жидкости и многое другое) и при этом до ужаса смешной. Уже по завязке сюжета это становится понятно.
Завязка такова. В центре сюжета банковская работница Кристин, желающая добиться повышения и получить должность ассистента менеджера. Менеджер выбирает на эту должность между двумя сотрудниками – этой самой Кристин и новичком Стью, который не боится принимать жёстких решений. Тут как раз в банк обращается старушка с плохой кредитной историей, желающая продлить кредит по ипотечному платежу (о да!). Кристин обращает внимание на её плохую кредитную историю (дважды уже ей кредит продлевали) и принимает жёсткое решение выселить бедную старушку из дома. Но старушка оказалась не простой, а, не больше и не меньше, цыганкой из одного замечательного табора! И, вооружившись древними знаниями, старушка решает Кристин проучить и насылает на неё проклятие. Теперь у банковской служащей лишь три дня, прежде чем её затащат в ад.
Уже смешно, не правда ли? Дальше ещё лучше, поверьте. Будут там и говорящие козлы, и танцующие демоны, и много чего ещё, посмотрите лучше сами. Очень мощная сцена –
поиск котёнка. Давно так не смеялся. Очень порадовал старый логотип Universal

. Как я уже сказал и не один раз, это стёб-хоррор, он намеренно снят не для того, чтобы пугать, а для того, чтобы стебаться. И сделано это на отлично. И всё-таки,
бедный котёнок 
. Правда, замес с
конвертами слишком легко угадывается, но впечатлений от концовки совсем не портит.
Давно не покидал кинотеатральный зал с такой широкой улыбкой. Даже желание ещё раз сходить появилось и, более того, всё ещё не исчезло.
Знатокам и любителям стёб-хорроров в целом и «зловещих мертвецов» особенно, к просмотру обязательно! Желательно, конечно, в хорошем кинотеатре с мощной звуковой системой, но если не судьба, то хотя бы дождитесь нормального DVD-rip-а, потому что смотреть такое на экранке, как минимум, бессмысленно и неинтересно. Любителям чёрного юмора особое приглашение на просмотр.
Людям, к стёб-хоррорам равнодушным, просьба не беспокоится. Людям, которые не видели «зловещих мертвецов», но решивших почему-то посмотреть «затащи меня в ад», рекомендуется сначала ознакомится с указанной трилогией, иначе весь интерес может существенно потеряться. Не полностью, пожалуй, кино и так хорошо. Но вот когда понимаешь отсылки к ужастикам прошлого века, то смотреться начинает совсем под другим углом и в итоге становится много-много интереснее.
И, да, я жду новых «зловещих мертвецов». Хоть Рэйми и не отказался от своего паука, но, надеюсь, таких перерывов в своём лучшем жанре он делать больше не будет.