Вот, решил высказаться, не судите строго дурака
Всё нижеописанное основано на европейской версии, американку в лицо не видел, не попадалась.
Так вот по-порядочку, во-первых NO-CD, гммм, вся проверка диска заключаеться в следующем - есть ли в системе привод оптических дисков и есть ли в нём диск(метка значения не имеет), содержаший файлик open.bik в папочке movies. Итог самый безболезненный способ отучить от диска - поменять 1 байт(с 05 на 03, чтобы игра искала раздел жесткого, а не дисковод) и создать на любом разделе жесткого диска файл open.bik хоть нулевой длины. То есть если меню загрузилось без всяких сообщений и уже в процессе игры пишет про диск, то единственная причина - отсутствие файлов игры.
Во-вторых про сожительство переводов, я поступил так - скопировал с английской версии в папочку, например, datE из папки data всё что заменяется при руссификации, потом открыл в hex-редакторе исполняемый файл и отредактировал пути к этим файлам и сохранил его, т.е. получил exe файл подгружающий основные файлы из каталога Data, а текстуры карты, сообщения вроде the end, текстуры от UFO ending, меню(вот захотелося мне разные меню), ну и собственно etc\message. В итоге недостатки - 2 исполняемых файла, увеличение в размере на 32 Мб, достоинства - в английской версии всё как должно быть, все языки немецкий там и т.д. оставлены, в русской - вместо языков поставил разные переводы, т.е. меняеться не язык, а перевод.
Не сочтите всё вышеописанное за флуд, переделка от WarMaker'а просто таки шедевральна, можно сказать заново вдохнула жизнь в СХ2, огромное ему спасибо.