AniSoTRopIc » 07 апр 2007, 21:30 |
вот вырезка из википедии:
Киберпа́нк (англ. cyberpunk, от слов cybernetics — кибернетика и punk — панк) — поджанр научной фантастики, ключевую роль в котором играет какая-либо передовая наука, как, например, компьютерные технологии или кибернетика, зачастую сосуществующие вместе с развалом или предреволюционными настроениями в обществе. Киберпанковские сюжеты часто построены вокруг конфликта между хакерами, ИИ и мегакорпорациями, имеют тенденцию разворачиваться в недалёком будущем (в отличие от фантастических произведений Айзека Азимова или Фрэнка Херберта про отдалённое будущее и галактические цивилизации). Киберпанковские вселенные, как правило, являются постиндустриальными антиутопиями и живописуют общество, находящееся на пороге бурных культурных или социальных преобразований — новые технологии используются способами, не предусмотренными их создателями («улица найдёт собственное применение вещам»). Многие отмечают схожесть атмосферы жанра с нуаром, а самих литературных произведений — с детективами.
«Классические киберпанковские персонажи являлись маргиналами, отверженными одиночками, живущими за гранью, как правило, в безысходном будущем, в котором повседневная жизнь подверглась стремительным техническим изменениям, встречается вездесущая цифровая инфосфера и насильственные модификации человеческого тела». (Lawrence Person)
Первыми представителями киберпанка были Уильям Гибсон (William Gibson), Брюс Стерлинг (Bruce Sterling), Пэт Кадиган (Pat Cadigan), Руди Рюкер (Rudy Rucker) и Джош Ширли (John Shirley). В отличие от «новой волны НФ» (New Wave Science Fiction), в которой применялись стилистические приёмы, уже существовавшие в литературе, киберпанк основан на научно-фантастических книгах, ещё не подвергнутых воздействию мэйнстрима.
В 80-е годы постмодернистское исследование киберпанка стала модной темой в научных кругах[Источник?]. В то же время жанр пришёл в Голливуд, породив множество кинематографических штампов в среде научно-фантастических фильмов. Многие известные картины, такие как «Бегущий по лезвию бритвы» (Blade Runner), трилогия «Матрица» (The Matrix) или современная экранизация рассказа Филиппа Дика «Помутнение» (Philip K. Dick’s A Scanner Darkly), могут служить примерами использования киберпанковских тем и стилистики. Компьютерные, ролевые и настольные игры также часто имеют схожие с киберпанковскими мирами сеттинги. Начиная с 90-х годов некоторые тенденции в моде и музыке были также названы киберпанковскими.
Вот вырезка из предисловия к сборнику рассказов "джонни мнемоник":
Если коротко, киберпанк - это научная фантастика эпохи компьютерной революции. Киберпанк появился практически одновременно с появлением персональных компьютеров, когда - правда, для еще очень и очень немногих - стало ясно, что на свет появилась не просто какая-то новая забавная игрушка, а инструмент, существенно расширяющий возможности человека, новая точка опоры, которая вскоре перевернет мир. Писатели-киберпанки, и в первую очередь Гибсон, увидели и описали в своих произведениях по-настоящему реальный облик близкого будущего, на путь к которому в этот момент решительно свернуло человечество. Наверное, поэтому их произведения получили резонанс не столько среди традиционных любителей фантастики, сколько среди самых широких читательских масс, никогда особенно фантастику не жаловавших. Именно поэтому киберпанк оказал огромное влияние на другие виды искусства и в итоге привел к формированию новой молодежной контркультуры, с литературой как таковой практически не связанной.
Надо сказать, что термин для названия нового литературного направления, хотя и появился случайно, оказался весьма удачным и емким. Первый корень в этом слове, "кибер", связан со словом "кибернетика" и подразумевает, что это направление описывает будущее, в котором повседневная жизнь людей коренным образом изменилась под воздействием высоких технологий. Глобальные компьютерные сети, регулирующие потоки информации в мировом масштабе. Биологическая инженерия. Принципиально новые виды развлечений. Кроме того, центральным для киберпанка является понятие "виртуальной реальности" ("киберпространства", по определению Гибсона) - некоего мнимого мира, находящегося внутри компьютерных сетей, куда человек может проникать (естественно, не физически, а ментально) при помощи наркотиков или специальных приспособлений.
Второй корень, "панк", позаимствован из музыкальной терминологии. Панк-рок - так называлось одно из самых бунтарских течений в рок-музыке, возникшее в конце семидесятых годов. Применительно к литературе это слово означает, что мир в произведениях киберпанков показывается с точки зрения людей "дна", изгоев и преступников, причем показывается агрессивно, напористо, с неприятием норм поведения, насаждаемых государственными институтами и истеблишментом.
самый мой любимый жанр
so sweet so deep ... need a kiss on my *beep*
need a deep kiss on my sweet lips
Паша, блядь, прекрати. O_o (c) Vivienne
светлое, ясное чувство ненависти