Недавно возник спор кое-где насчёт игры, которая реально может напугать. Помимо стандартных Silent Hill (который я пиарил километровыми постами своих ощущений ) и Resident evil много раз прозвучало название Amnesia. Сначала я решил, что это нынешний Dead space ака Doom 3 для бедных, мол с_тёлочкой_под_пивко_пройти_за_пару_часиков_ок, глянул трейлер, но он был настолько дерьмовым, что там ни фига не видно, в общем, решил качнуть и исследовать самостоятельно, что же это у нас за Amnesia, смеющая в устах богохулов гадить на одном поле с великим туманным городком.
Блеааа, квест Сейчас смотреть на эти картиночки, искать по всему экрану, куда надо ткнуть и, наверное, нам покажут немного тёмных помещений под стрёмную музычку. К слову с квестами знаком лишь по Still life и Sublustrum... Ну, и если наш СХ в силу загадочек, записочек и "подбери то, отнеси туда, воткни вот в это" можно назвать квестом, то и по нему тоже
Ай, ошибочка. Это типа FPS квест Да ещё и всякие предметы перемещать можно. Мне это показалось весьма занятным - такое взаимодействие с окружением, в принципе, способно сломать рамки сразу двух жанров - из квестов убирается этот муторный пиксель-хантинг, а из шутеров расстрел зерг рашей. Тем более, оружия так и не дали, потому я решил, что это ещё одно модное решение - мне предложат зашкериться в какой-нибудь тёмный уголок и переждать рейд монстров/зомби/чем там ещё нынче пугают детишек. Не кошмарами ГГ же ей богу?
Нет, всё-таки не кошмарами, но и не ожившими трупами мутантов. Враги здесь - не плот воображения, но и не вполне материальное что-то. Вообще, вопрос ЧТОЭТА меня немного интересует и поныне, спустя два дня после прохождения.
Да и пугать ими разработчики умеют ну очень искусно - неожиданно выпрыгнули на меня только один раз, но какой хоррор без этого
==========================================================================
Поскольку я говорю о вещи, напугавшей меня впервые со времён пика моего увлечения СХ - а это может очень-очень далеко не каждая вещь, даже в реальной жизни (столько нервных клеток потеряно, ви щто, какая ещё кровка, трупнятина, темнота, какая ещё высота? ), хочется рассказать о том, что же именно пугало впервые после "Звонка" в Silent Hill.
В первую очередь - как они подавали монстров. Как само собой разумеющееся, населяющее город в самых неожиданных местах и даже неожидающее появления игрока. Идёшь себе, шумит приёмник, жди беды, если зазеваешься. Плюс респаун тоже был. А на разных уровнях сложности их ещё и разное количество, и в разных местах, а со второй части у них ещё и скорость передвижения разная была! То есть, каждый раз открываешь что-то новое. Да там за каждой дверью открываешь что-то новое! Открываешь её, а там натуральный кот в мешке - можно оказаться в комнате с четырьмя уродцами рядом с тобой. Это приучивает предварительно выключать фонарик перед заходом, уже на уровне рефлекса. Помнится, я как-то пошёл убирать какую-то шнягу в кладовку вечером, было уже темно, и я взял фонарик, ну, и перед тем, как открыть кладовку, я его машинально выключил
Во вторую - их внешний вид. Я не знаю, из какой психушки они наняли сюрреалиста-маньяка, чтобы состряпать таких образин, но от одного их вида даже с графикой первой части делалось дурно и тянуло на получасовой перекур. Нравилась та неожиданность, когда полудохлый монстр вдруг скрепя суставами начинал ползать вокруг, затем поднимался за спиной... как окружали и неожиданно из темноты выпрыгивали собаки под прекрасные звуки механического пресса... как настигала в темноте крылатая смерть с отвратительным звуком хлопающих кожанных крыльев и рёвом бегемота...
В третью - конечно же звуковое сопровождение. Индастриал - великолепный выбор для подобного ужастика - все эти механические шумы как бы становятся частью городских кошмаров - вот ритмично бьют часы, вот отстукивает механизм моста, вот набатом бьёт по пустым металлическим бочкам дождь, в груди бурлит кровь и гонит вперёд, куда и спьяну соваться никто не стал бы. Под визжание строительных инструментов сквозь все ожившие кошмары навстречу новым. А как эти кошмары озвучены! Ревут, стонут, хрюкают, хлопают - и всё с такой пугающей естественностью и подчёркнутостью этих звуков, что они так же как и фонарик въедаются под корку и запоминаются, как звуки, символизирующие об опасности.
В четвёртых - то, что я больше всего ценю в реальной жизни: одиночество. Такое гнетущее чувство, что ты один здесь, никто не придёт на помощь... Оно даже мешало осозновать это до конца При том - если в реальной жизни я боюсь тесных закрытых помещений (если я в них реально не могу пошевелиться, не лифтов ), то в игре меня больше всего пугали открытые пространства, я жался к стеночке и старался контролировать каждый шаг. То туман, то темень - ни хрена не видно дальше двух метров, тонешь то в белом, то в чёрном. Кругом неизвестность, опасность заблудиться и плутать дольше, чем нужно.
В общем, SH очень умело игралась с нервами - кошмариков на любой вкус. У кого-то с детства неприятные воспоминания о школе, кто-то не любит назойливых детей - пожалуйста! Не любите уколы и боитесь больниц - милости просим! Даже для классических гигантских насекомых и собак место нашлось, хотя, кому они после Хичкока и Спилберга нужны... Атмосфера отчаяния, бесконечного страха перед тем, кто может прятаться на тёмной улице за дверью уютного бара, неизбежность столкновения - вот что по-настоящему пугало.
==========================================================================
В общем, уже отчаявшись за прошедшие четыре года найти достойную альтернативу "Единственному Страшному Ужастику", в Амнезию я сел играл без особого воодушевления. Ну, в квестах хоть истории интересные. Знаете, как в аниме - стиль говно, сюжеты интересные Антураж выдержан в духе Лавкрафта - гротескные замки на дождливой тёмной земле, кровавая история их обитателей... Можно стульчики и книжечки побросать...
Короче, игра тужилась, тужилась два уровня и показала нормальный оскал на третьем, затопленном. Предлагается избегать невидимое нечто, топающее по воде слоновьими ножищами и безошибочно определяющее ваше местонахождение. Придётся попрыгать, побегать с ним наперегонки, можно немного отвлекать, но для экспериментаторов приготовлена пара сюрпризов: попробуйте, например, при попытке к бегству закрыть дверь
Н-ну, нормал так... неожиданность есть, страшные звуки тоже. Из воды никто меж тем не выпрыгивает, но и избавиться от назойливой твари нельзя. Совсем. Да, в этой игре у вас не получится никого убить, враги к вашим ударам невосприимчивы! Так, лично для меня что-то новенькое.
Ладно, попугали тенями, всплесками, теперь началась настоящая игра, с этого момента начинаем бояться шорохов, шагов и всего такого - они этого заслуживают. Пройдите до кухни в хранилище на этом этапе, откройте какую-нибудь дверку, но перед этим приготовьтесь соображать со скоростью ошпаренного - шансов мало. Нечестные приколы с дверьми (которых, оказывается, очень не доставало пятому Сайлент Хиллу) работают повсеместно, да и темнота не только друг, но и враг - ваш персонаж пугливее вас, и созерцание местных образин вкупе с темнотой быстро сводит его с ума.
В общем, темнота, которой здесь насыпано щедрее, чем тумана на Холме, испугает вас только в том случае, если вы не приучены уже к ней Сайлент Хиллом:) Но и без неё здесь много что может потрепать вам психику. Такие образины шляются... Местные Пирамидоголовые выглядят настолько отвратно, омерзительно, шокирующе, да просто запредельно кирпично, что вам ПРИДЁТСЯ бояться их даже днём, при включенном телевизоре и с кем-нибудь в комнате. Вас очень быстро приучат, что обнаружение персонажа означает его скоропостижную смерть, а быть обнаруженным здесь просто, убежать очень сложно, а драться просто по геймплею бесполезно (хотя вы можете зарядить каким-нибудь бочонком по врагу), в общем, готовьтесь к нервным коликам в животе)) Есть много моментов, когда вам придётся удирать со всех ног за ближайшую дверь и забиваться минут на пять в самый дальний угол и наедяться, что мимо вас не пройдут.
Поверьте - увидеть, как ТАКОЕ идёт в вашу сторону с диким утробным воем, бежать, обернуться и заметить, что оно всё ближе и ближе (хотя именно идёт, а не бежит) - действительно СТРАШНО. Придётся много бродить туда-сюда по запутанным коридорам с образиной в прицепе и думать - как бы так пройти мимо, чтобы она навстречу не вышла.
К сожалению, кроме темноты, беспредельной уродливости монстров, вашей тотальной незазищённости и уязвимости, громкости звуков и необходимости бегать по местам, в которые не хотелось бы возвращаться (привет, Тихий Холмик!), вас вряд ли что ещё напугает. Если говорить об атмосфере, то с Сайлент Хиллом сравнивать нечего - это не те яйца, но это не значит, что они не столь круты Декадентов и мизантропов обрадует до поросячьего визга, особенно Клирос - вот где трудились маньяки нового поколения ^_^
Касательно сюжета... Ну квест такой квест - замысел "у меня есть загадочное письмо, пошли расследовать Загадочное", спасать и пытаться спасти свою жизнь не придётся. Как и в Сублюструме, игра не ставит вообще никакой цели. Ну, или она просто очень слабо заметна... Но сюжет ой-хорош. Помните, когда мы были новоиспечёнными адептами СХ, мы всё гадали - что же это за город, откуда монстры, где все люди? Welcome back! Есть пара ДЕЙСТВИТЕЛЬНО неожиданных поворотов (то есть не в стиле "Сталкера" и "Звёздных войн"). В конце концов, должно понравиться любителям готических направлений литературы и подумать над финалом, а то и над всем произведением, я даже сначала думал, что игра по книжке сделана (да и вставки какие-то во время загрузки, как цитаты прямо...)
В общем, рекомендую вам игру Amnesia, и спасибо ей за то, что вселила в меня надежду - достойная смена подрастает Тихому Холму!
P.S. Возможно, боян, но темы по этой игрухе, вроде, не было. Хотя, слоупочить очень люблю В прочем, как всегда, я просто решил поделиться своими мыслями и впечатлениями, надеюсь кому-то они пригодятся и на что-нибудь натолкнут.
P.P.S. Если соберётесь погамать, НЕ СМОТРИТЕ ПЕРЕД ЭТИМ НА ТЮБЕ РЕАКЦИИ ИГРАВШИХ ЛЮДЕЙ, НЕ ПОРТИТЕ ЕЁ СЕБЕ
Уже опробовавшие, делимся впечатлениями.
А Пенумбра от тех же FG - говно.