Alex Small » 29 окт 2009, 16:47 |
"Не оглядывайся". На прошедшем каннском кинофестивале фильм демонстрировался на полуночном показе вне основной программы и получил много положительной критики. 22 октября фильм, наконец, добрался до российских кинотеатров. Смотреть его нужно в обязательном порядке по двум причинам. Причины зовут Моника Беллуччи и Софи Марсо. Именно в таком порядке. Хотя режиссёр Марина де Ван со мной бы поспорила.
По ходу просмотра выяснилось, что наличием двух замечательных европейских актрис плюсы не ограничиваются.
Кратко о сюжете. Жила была Софи Марсо. У неё была мать, которая её не любит, и муж, который её любит. А ещё у неё были дети, которых не любит уже она сама. А ещё она псих. Ну, то есть как псих – в детстве пережила аварию и потеряла память на все события своей жизни до аварии, до восьми лет, если надо в годах. Ну и, естественно, психологическая травма тоже осталась на всю жизнь. Сегодня Софи публикует публицистическую литературу в одном чудесном издательстве. Но у неё помешательство – хочется, стало быть, разворошить прошлое. И она пишет художественный автобиографический роман, основанный на различных доаварийных документах, фотографиях и рассказах матери. Роман получается полный фактов, но напрочь лишенный эмоций. Софи несёт его туда же, куда носит свои справочники. Но издатель не дурак – понимает, что роман, переполненный деталями, не всегда при этом нужными, и одновременно лишённый эмоций – это читателю неинтересно. Поэтому он Софи отказывает и говорит, что её справочники – и те читать интереснее. Софи обижается и уходит. Но в прошлом рыться не перестаёт. И чем больше она роется, тем больше вокруг происходит странных странностей. В итоге, ей придётся покинуть свой уютный мирок, превратится в Монику Беллуччи, отправиться в Италию и познать, наконец, что же это за звери такие – реальный мир и реальная жизнь.
Кино идёт не спешно, и это несомненный плюс. Режиссёр не гонит повествование, боясь не уложиться в два часа, не переполняет картину лишними сюжетами. Хотя, конечно, кто-то может просто сказать, что фильм излишне затянут. Я с таким утверждением не согласен, потому что эта неспешность позволяет гораздо больше наслаждаться картиной. Оператор ведёт камеру уверенно, хотя особых кинематографических изысков не выдаёт. Режиссёр точно знает, что делать. Беллуччи как всегда спокойная, играет глазами. Марсо как всегда подвижная, играет телом. При этом обеим вполне удаётся постепенно менять темп, переходя друг в друга.
Условно фильм можно поделить на три части: доитальянская, итальянская и концовка.
Доитальянская часть занимает почти три четверти повествования. Здесь действие идёт особенно медленно, происходят диалоги и сцены, которые кому-то могут показаться лишними. Они действительно не имеют значения в общем сюжете и никак на него не влияют, но они очень хорошо контрастируют с основной историей, представляя интересные метафоры, давая детали, более полно раскрывающие характеры вне основной истории. Эта часть некоторым личностям может показаться особо затянутой.
Итальянская часть достаточно короткая и тут уже действие молниеносно летит вперёд, сюжет идёт к своему логическому завершению. Тут уже вряд ли кто-либо стал бы говорить о затянутости. Хотя тут уже есть один не особо вписывающийся в общую стилистику эпизод.
Концовка занимает совсем немного времени, и это очень порадовало. Ничего лишнего, никаких обмусоливаний, всё кратко и по делу. Хотя даже так она чересчур подробна. Было бы лучше, если бы она оставляла какую-то загадку, ответ на которую вроде есть, но он не очевиден сразу. Но, к сожалению, авторы сами расставляют для непонятливых зрителей все точки над i.
Вступительная сцена хороша. Чем дальше – тем становится ещё лучше. Фильм, конечно, не шедевр, но очень хорош, очень. Честно, давненько в кинотеатрах такого не показывали. Хотя в фильме есть не особо приятные мелочи, но это всё же один из лучших фильмов, виденных мной за последнее время. Очень советую посмотреть.
Сам пойду искать "В моей коже" - дебютный фильм Марины де Ван ("Не оглядывайся" - её вторая работа). Если он хотя бы наполовину также хорош, то определённо буду следить за её новыми проектами.